/

Манилайд: сельская идиллия на самом маленьком заселенном острове Европы

Манилайд, или Мания, а также, на кихнуском говоре, Маныя (Manõja) – остров в Кихнуском проливе, административно относящийся к городу Пярну. Находится Манилайд, второй по величине после Кихну остров Пярнумаа, всего в одном километре от материка и хорошо виден из созвучного названию острова порта Муналайд.

Смотря на Манилайд с берега, даже и не понимаешь, что это не часть материка, а омываемый со всех сторон клочок суши. Зато попасть на остров, как благодаря близости к материковой Эстонии, так и хорошо налаженному регулярному морскому сообщению, довольно просто.

Основных вариантов добраться до острова Манилайд два, и оба – как раз из порта Муналайд. Первый вариант – это большой паром “Кихну Вирве”, который ходит на Манилайд три раза в неделю, а отправиться в путь с доплатой можно и с автомобилем. Впрочем, четырёхколёсного друга не проблема оставить и в порту Муналайд, по цене два евро в сутки.

Второй вариант – небольшое, вмещающее десяток пассажиров судёнышко “Манн”, которое курсирует по маршруту Манилайд – Муналайд ежедневно. Полная цена билета в один конец, как и на “Кихну Вирве”, равняется двум евро, однако предлагается и возможность заказать спецрейс, в подходящее для путешественников время: цена такого рейса – 35 евро на компанию до десяти человек. Вернуться с острова на материк, к примеру, можно вечерним регулярным рейсом – действительно удобно: например, тем, кто стартует из Таллинна и не хочет выезжать из дома слишком рано – утренние рейсы обычно отходят из Муналайда в 8:30.

Есть ещё вариант достичь Манилайда на пароме и с острова Кихну, посетив таким образом сразу два туристических объекта, а зимой добраться до острова можно даже пешком.

Экскурс в историю

Первое упоминание о Маныя встречается в 1560 году, когда Сааре-Ляэнеский епископ герцог Магнус подарил этот плоский кусочек суши вместе с Поотси, Тыстамаа и Коонга штифтфогту Кристофу фон Мюнхгаузену.

Когда смотритель сенокосных угодий мызы Поотси перебрался на остров, неизвестно. Новый каменный дом островного смотрителя, однако, был построен в 1864 году: собственно, мыза Поотси и использовала Маныя до 1918 года как покосную землю, а затем заготавливать сено на острове стали уже 120 семей с острова Кихну.

В 1930-е годы остров Кихну был перенаселён, и для поддержки многодетных семей Эстонская Республика решила раздать земли Маныя переселенцам с Кихну в качестве хуторов. Желающих переехать кихнусцев было довольно много – 66 семей, но к 1933 году удовлетворили лишь двадцать два заявления.

В то же время под руководством известного эстонского строительного архитектора Армаса Луйге, который приложил руку к созданию трёх десятков маяков на побережье Эстонии, был создан и маяк Маныя, одна из главных достопримечательностей острова до сих пор. Первым смотрителем маяка стал Юку с хутора Рийда.

Жизнь закипела. В 1933 году родился и первый ребёнок Манилайда – им стала Мария Сутть (по-островному – Мыйза Манн, в честь которой, собственно говоря, и было названо упомянутое выше судно). Затем дети начали рождаться во всякой семье, и в скором времени на Маныя проживало уже 150 душ.

Островитяне ловили угря и окуня (теперь местные рыбаки добывают в придачу к окуню в основном салаку, угорь же остался лишь в воспоминаниях) и косили душистое сено, также занимались разведением скота. Но главное пропитание всё же происходило из моря. К слову, при большом шторме уровень воды в Рижском заливе поднимался настолько, что “дробил” остров на три-четыре куска.

Остров «невысок», а один хутор, построенный в слишком низком месте, был затоплен во время январского шторма уже в XXI веке – в 2005 году. Порт Тякулайу море практически каждую осень отделяет на некоторое время от остального острова. Люди уже привыкли, что приливы в западной части острова могут унести в пучину вязанки сена, а то и поленницу дров или лодку со двора.

В условиях советской власти и эпоху зарождения колхозов население Маныя начало сокращаться, была закрыта школа, многие молодые маныясцы перебрались в Финляндию и Норвегию. Сейчас постоянных жителей на острове порядка 50, примерно половина из этого числа проживают там круглогодично, остальные используют жильё в тёплое время года, в качестве дач.

Природной редкостью острова Маныя была самая большая популяция камышовой жабы в Европе, над восстановлением которой вовсю корпят учёные. Остров богат орхидеями, синеголовниками приморскими, прострелами луговыми и прочими охраняемыми видами растений, здесь гнездуются водоплавающие птицы. Весь остров – ландшафтный заповедник с 1991 года.

Единственный природный объект, который не изменился за долгие-долгие годы, – это крупнейший в Пярнумаа валун, который называется на местном наречии Коккыкиви (он же “Коткакиви”, то есть орлиный камень). Обнаруженные вокруг него предметы и название наводят на мысль, что валун был местом гнездования орланов (по-эстонски – merikotkas, то есть морской орёл) и местом отдыха рыбаков, которые пережидали тут шторма.

Природа, наверное, и есть основное, что манит на Манилайд. Особое очарование маленькому острову, открытому ветрам, придают крики прибрежных птиц, полевые цветы, козлы да овцы, поедающие траву и созревающие в конце лета ягоды. Такие вот примеры островной идиллии.

Но посетителей острова ждут и плоды человеческой деятельности. В 2008 году на хуторе Вайгу был открыт Манияский центр, где расположились также библиотека и музейная комната. Есть там и “овечий магазин”, где можно купить различные изделия из овечьей шерсти.

Гостей, предлагая ночлег, домашнее пиво и знаменитое жаркое из баранины, ждёт и туристический хутор Рийда. Стоит отметить, что Манилайд вместе с родственным Кихну, славящиеся фольклором, рукоделием и традициями, включили в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО в 2003 году.

Женщины на Мания до сих пор носят связанные ими самими знаменитые кихнуские пёстрые юбки и, по своим обычаям и диалекту, входят в т. н. “кихнуское общество”.

Текст и фото: Денис Пастухов 

Статья была первоначально опубликована на портале Tribuna

Сделайте свой вклад в развитие проекта:

Последние публикации