Примерно тогда же, когда в Париже живописец Эдуард Мане внедрял в искусство идеи импрессионизма, Юлия Хаген-Шварц совершила не менее важный прорыв – несмотря на преграды своего времени, ей предстояло стать первой эстонской профессиональной женщиной-художницей.
Юлия Хаген родилась в 1824 году в семье художника неподалеку от Тарту. Начнем с того, что в середине XIX века женщины как в Тарту, так и во всей Балтике, не могли получить профессиональное художественное образование. В Тартуский университет принимали исключительно мужчин. Прием женщин в высшие учебные заведения был запрещен по всей царской России. В 1840-х годах женщин не принимали и в университеты Западной Европы. Да, там была возможность получить образование в частных школах или мастерских художников, но, к сожалению, без дополнительной поддержки обучение за рубежом было семье Хаген не по карману. Стипендию тоже было получить невозможно – в таких конкурсах могли участвовать исключительно мужчины.
Влияние отца
Казалось бы, шансов на художественную карьеру у одаренной девушки не было, и так бы она и осталась с образованием гувернантки (что тоже было доступно далеко не всем), если бы не желание отца сделать из дочери художницу. Для этого он использовал все свои связи и смекалку. Август Маттиас Хаген (1794-1878) был не только художником, но и директором школы рисования Тартуского университета. Он сразу разглядел талант дочери и научил ее базовым навыкам. Когда дело дошло до того, чтобы раздобыть деньги на образование за рубежом, он подал заявку на стипендию без указания имени автора, а соответственно, и без указания пола. Попытка оправдала себя, и якобы мужчина-художник Юлия Хаген в 1846 году начала обучение в Дрездене.
Дрезден и Мюнхен
Дрезден был излюбленным местом среди владеющих немецким языком женщин-художниц. Университет в Дрездене женщин не принимал, однако в городе была возможность пройти обучение в частном порядке в ателье некоторых профессиональных художников. После изучения произведений старых мастеров с августа 1846 по сентябрь 1847 года родственники по материнской линии из знатного баварского рода Паумгартенов пообещали покрыть расходы Хаген на проживание, если она продолжит учебу в Мюнхене.
В середине XIX века Мюнхен был популярным центром среди местных и зарубежных художников. Король Баварии Людвиг I всячески способствовал развитию искусства, и в это время там было множество популярных салонов и сообществ художников (куда, конечно же, допускались только мужчины).
У Хаген была небольшая надежда попасть в Мюнхенскую Художественную академию, ведь несмотря на общие ограничения, с момента основания академии в 1808 по 1837 год туда были приняты в общей сложности 50 женщин. Тем не менее Хаген сообщили, что “академия не занимается женщинами” и посоветовали в качестве учителя живописца Йозефа Бернхардта, который единственный принимал в своем ателье женщин.
Женские акты
В итоге Бернхардт оказал очень большое влияние на развитие художественных навыков эстонской художницы, поскольку у него Хаген писала женские акты. Дело в том, что научиться писать акты необходимо, чтобы овладеть жанром исторической живописи, и с XVIII века эти уроки входили в образовательную программу. Но по этическим и моральным причинам женщины на такие уроки не допускались даже в частных ателье. Именно поэтому Бернхардт просил держать занятия в секрете и тренироваться только за закрытыми дверьми. Несмотря на чувство неловкости, которое художница испытывала во время этой практики, она отмечала в своих письмах, что изучение естественных форм помогло ей написать первые картины.
Спустя время Бернхардт предложил Хаген пойти дальше и начать писать мужские акты, что привело ее в сильное замешательство. На этот раз она собиралась посоветоваться с отцом, но раздумья прервала поездка в Альпы. Вернувшись назад, Хаген уже не появлялась в студии Бернхардта. Официально женщин стали пускать на подобные уроки только в начале ХХ века.
Благодаря родственникам Хаген много путешествовала. С 1848 по 1850 год она посетила Тироль, Зальцбург, Бельгию, Париж, Милан и Венецию. Ее педагоги из Мюнхена порекомендовали художницу работающему в Риме немецкому живописцу Августу Риделю (1799-1883), который согласился взять Хаген под свое руководство. В то время она уже имела заработок, но обучение в Риме продолжила благодаря стипендии Петербургской художественной академии. В Рим Хаген отправилась в 1851 году, там она жила в своего рода коммуне художников – в принадлежащей королю Баварии Людвигу I Вилле Мальта на холме Пинчо.
Помолвка с Гиллом и замужество с Шварцем
Спустя год после переезда в Рим Хаген обручилась с берлинским скульптором Александром Гиллом. Очевидно, между родом Паумгартенов и родом Гиллов была какая-то родственная связь, и хотя мюнхенские родственники одобрили этот союз, эти отношения не одобрял отец Хаген. После поездки к дочери в Рим в 1853 году он месяцами ей не отвечал на письма. Хаген даже просила мать тайно отправить ей необходимые для вступления в брак документы.
1854 год определенно был переломным в жизни Хаген. После конфликта с отцом, смерти сестры и ухаживаний овдовевшего мужа своей сестры художница приняла решение уехать из Рима, разорвала помолвку с Гиллом, вернулась в Тарту и вышла замуж за вдовца – астронома Тартуского университета Людвига Шварца (1822-1894).
Академик портретной живописи в Российской империи
В 1855 году Хаген отправилась вместе с мужем в Восточную Сибирь, где тот осуществлял астрономические и географические наблюдения. Там же родились их первые дети – Эдуард и Густав Людвиг.
В 1858 году Хаген посетила Петербург, где прошла выставка художницы. В том же году несколько ее работ были представлены на выставке в Петербургской академии. Хаген стала второй женщиной-академиком портретной живописи в Российской империи. Интересно, что, несмотря на все ограничения для женщин, она смогла достичь такого признания раньше, чем первый эстонский мужчина-художник – Йохан Кёлер.
Жизнь в Тарту
В 1858 году Хаген вернулась в Тарту, и несмотря на рождение детей, карьеру художницы она не приостановила. В 1863 году семейство снова продолжило свои путешествия, на этот раз по Европе – Шварцу нужно было собирать материалы для докторской диссертации, а Хаген отправилась с ним. В основном они жили в Берлине.
Особенно плодотворными в художественном плане был период с 1872 по 1898 год. За эти 26 лет проживания в Тарту художница написала порядка 500 портретов. Во второй половине XIX века она была одной из самых востребованных портретисток в Балтике. В основном она изображала ученых и мыслителей, с которыми семья Шварц, живя в обсерватории, ежедневно встречалась.
Хаген активно участвовала в выставках Петербургской художественной академии, в выставках в Таллинне, Тарту и Риге. Также она давала уроки живописи. У Хаген было четверо детей: два сына и две дочери, и если исключить путешествия, то она жила в Тарту до самой смерти в 1902 году.
Портреты
Благодаря портретам молодая девушка быстро нашла признание, как восходящая звезда в мире искусства. С годами ее кисть стала более смелой, а стиль стал все больше походить на появляющийся в Европе и России реализм, цветовая гамма официальных портретов художницы осталась сдержанной. Лишь изредка в портретах встречались сильные краски из ее работ на итальянские мотивы. Всего Хаген написала порядка 700 портретов, которые можно найти по всей Европе, а также в Америке и Африке.
“Портрет женщины”
Доподлинно неизвестно, что за женщина изображена на этом портрете, однако рядом с названием есть приписка “Госпожа М в итальянском костюме”. Римский период сильно повлиял на творчество художницы, она написала множество портретов итальянок в ярких нарядах, но мастерство исполнения именно портрета этой неизвестной женщины отмечают больше всего. Одежда и головной убор в итальянском стиле, веер в руках. В этой работе заметно влияние романтизма, который все еще был актуален в живописи и XIX века. Есть и характерные черты появившегося в Германии в начале XIX века стиля бидермейер, когда романтические устремления превращаются в реализм. На фоне темного овала хорошо заметна светлая одежда женщины – кружевной платок, сережки и бусы, яркий узор и ткань юбки.
Цветы и пейзажи
Самые первые картины с изображенными на них цветами (жанр, который в то время был популярен и пользовался спросом) были технически строги и идеально выполнены. Пейзажи художницы, несмотря на то, что были написаны в Италии, Сибири или Эстонии, чаще всего выглядят как импрессионистические этюды. Своеобразными цветовыми решениями художница придавала сочность итальянским просторным ландшафтам и тенистым садам, свежесть сибирским лесам и прохладу эстонским каменистым берегам с приморской атмосферой.
Хаген была очень неординарной личностью с большой силой воли и везением. Она сумела быть и художницей, и матерью в то время, когда женщинам отводилась только одна роль на всю жизнь - работа домохозяйки.
Куратор Мерли-Трийн Эйскоп
История жизни Юлии Хаген дает нам понять, насколько ограничены были возможности профессионального образования женщин в первой половине XIX века. Ее стоит рассматривать как исключение, ее талант был замечен уже в детстве. Благодаря поддержке отца, его профессиональной компетенции, опыту и связям в обществе художников балтийских провинций, у молодой девушки была возможность выбрать профессию, которая была абсолютно недоступна не только ее современницам, но и следующим поколениям. Кроме того, получение образование в Западной и Южной Европе, ее возвращение в Тарту и ее успешная карьера художницы во многом поспособствовали более быстрому появлению профессиональных художниц в Эстонии.
Другие материалы из цикла об эстонских художницах:
Карин Лутс стала выдающейся художницей, несмотря на доминирование мужчин в искусстве и необходимость пробивать себе дорогу в чужой стране.
ЧитатьТворчество Людмилы Сийм обращает на себя внимание обилием волшебства, мифов и красок, с помощью которых она показывает публике природу и мистику Северных
ЧитатьМалле Лейс появилась на эстонском художественном ландшафте в начале 1960-х годов в составе группы художников ANK ’64 и получила славу как новатор
ЧитатьТворчество эстонской художницы Валве Янов многогранно. Она одна из тех, кто стоял у истоков эстонского художественного авангарда и неотъемлемая часть “Тартуского круга”.
ЧитатьСтатья была написана при финансовой поддержке фонда “Капитал культуры”.
Источники:
“Julie Hagen-Schwarz. Eesti esimene naiskunstnik” (Tartmus, 2018)
Merli-Triin Eiskop “Sissejuhatus. Julie Hagen-Schwarz kunstinutee” (Tartmus, 2018)
Dr. Anja Wilhelmi “Kunstniku (eksi)rännakud. Saksa naiste haridusvõimalused 19. sajandi esimesel poolel” (Tartmus, 2018)
Christin Conrad “Tüdruk peaks olema rõõmus, et suudab luua rahuldava portree. Julie Hageni võimalused ja piirangud aktiõpinguteks Münchenis” (Tartmus, 2018)
Sirje Helme “101 Eesti kunstiteost”
“Julie Hagen-Schwarz 1824-1902. Väike baltisaksa kunstialbum (LiteRarity, 2009)
Heleri All “Aktuaalne kaamera” (9.11.17)
Текст: Дина Малова