Издатель и банкрот, богатый и нищий, исследователь и шпион – биография Карла Сарапа полна крутых виражей. Однако одно остается неизменным – его желание донести до широкой публики самобытность эстонской культуры – будь то произведения местных авторов или напечатанные на открытках деревенские пейзажи.
Карл Сарап родился 4 марта 1892 года в Вирумаа, по одним данным, на мызе Сомпа, по другим – в волости Вока, где его отец работал учителем. Во время учебы в вокаской школе, Сарап знакомится с Йоханной Трейфельд. Юная особа была влюблена в Сарапа, но тот её отверг, не подозревая, что именно Трейфельд сыграет ключевую роль в его судьбе.
В 1918 году, так и не окончив университет, но успев обзавестись семьей, Сарап основал в Тарту издательство и журнал “Одамеэс”, редактором которого был назначен прозаик Фридеберт Туглас. Сарап печатал статьи об истории культуры и знакомил читателей с эстонскими авторами, в частности с произведениями членов литературного объединения “Сиуру”. На гонорары он не скупился.
Затея была смелой и амбициозной – экономика страны в то время находилась в упадке. Это не мешало Сарапу вести богемный образ жизни. Свою 10-комнатную квартиру, потолки которой были расписаны художником Адо Ваббе, он превратил в салон, где собирались творческие особы. Любимым писателем Сарап называл Оскара Лутса и то и дело его нахваливал.
Журнал “Одамеэс” выходил до 1927 года, затем последовало сокрушительное для Сарапа банкротство – он потерял не только деньги, но и большую часть имущества. Остался он и без поддержки семьи – жена забрала детей и умчалась в Америку.


В этот сложный период в жизнь Сарапа вновь вернулась Йоханна Трейфельд. Вместе они переехали в Раквере, где открыли на улице Пикк небольшой магазин. В ассортименте – книги, канцелярские принадлежности и фототовары. Пара устроилась в небольшом домике во внутреннем дворе. Сарап серьезно увлекался фотографией и вновь отважился на амбициозный проект – создание серии открыток с видами Эстонии. Звучит просто, но так как машины не имелось, Трейфельд и Сарап решили объездить всю страну на велосипеде.
Серия “Прекрасная Родина” (Kaunis kodumaa) впоследствии стала невероятно популярной. Из-за прежних долгов Сарапа все его работы того времени выпускались под именем Трейфельд. Однако в 1939 году всё поменялось – вышел альбом “Старая Нарва”. Имя на обложке – Карл Сарап. Эта книга станет считаться вершиной эстонского фотоискусства 1930-х годов и со временем обретет ещё большую ценность – в 1944 году исторический центр Нарвы будет основательно разрушен.


После выхода нарвского альбома Сарап, будучи на пике популярности, поменял велосипед на автомобиль и по заказу Министерства иностранных дел отправился снимать достижения независимой Эстонии. Он был готов приступить и к следующему масштабному проекту. Как следует из газеты Rahvaleht от 14 февраля 1940 года, давней мечтой и главной целью Сарапа на тот момент являлось создание монументального визуального труда о стране и её людях. Например, фотограф хотел запечатлеть эстонских деятелей культуры не на строгих портретах, а показать их за работой и в повседневной жизни.
Несмотря на успех, призвание Сарапа окажется для него роковым. 22 июня 1941 года, уже при советской власти, он отправился в дом родителей Трейфельд в Тойла, чтобы перевезти туда дорогостоящую фототехнику. На железнодорожном вокзале Ору он встретил хозяина соседнего хутора, который любезно предложил подвезти Сарапа. Но до дома Трейфельдов он так и не добрался – во двор соседского хутора наведались чекисты. Элегантная одежда и два чемодана с техникой не оставили им сомнений в том, что Сарап шпион.
4 июля он был депортирован в Соликамск (нынешний Пермский край), где был приговорен к пяти годам исправительных работ. Не отличавшийся хорошим здоровьем Сарап вскоре умер, по одним данным, от голода, по другим – от пневмонии. Его имя будет забыто вплоть до 1992 года, пока Пеэтер Тооминг не совершит путешествие по запечатленным Сарапом местам и не выпустит серию альбомов “55 лет спустя”.















































